Статья КУ НН Мокряк Журнал Имена и лица

Журнал «Имена & лица»

Февраль 2008 г.

 

УНИВЕРСИТЕТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Горно-металлургическая отрасль требует высокой квалификации и отдачи от каждого работника:  будь он топ-менеджер или рядовой рабочий. Высокотехнологичное производство, новое оборудование,  опасные и сложные работы… Словам «не знаю» и «не умею» здесь просто не остается места. Где и как становятся настоящими профессионалами в условиях Севера? Об этом наш разговор с Ириной Робертовной Мокряк, директором Заполярного филиала НОУ «Корпоративный университет «Норильский никель».

    3 188x270 Статья КУ НН Мокряк Журнал Имена и лица– Работа по обучению и переподготовке кадров на «Норильском никеле» непрерывно ведется уже 70 лет: все началось с крошечного отдела подготовки кадров, который постепенно трансформировался в центр подготовки рабочих кадров и центр подготовки руководителей, а затем – в Центр подготовки персонала, где работа велась уже в единой системе. Целостная структура переросла в корпоративный университет. В связи с проводимыми в компании организационными преобразованиями в апреле прошлого года было создано отдельное юридическое лицо НОУ ДПО (повышение квалификации) «Корпо­ративный университет «Норильский никель», и теперь мы занимаемся обучением работников всех предприятий группы «Норильский никель».

Такие перемены как-то повлияли на работу?

– Изменился юридический статус и связанные с ним аспекты, схема взаимодействия и расчета с предприятиями. Основные задачи остались прежними: мы обучаем рабочих, специалистов и руководителей разных уровней – всех, кто востребован на предприятиях. Упор делается на качественную подготовку квалифицированных рабочих рук, дефицит которых сегодня испытывает производство. Работаем не только с новичками, но и с людьми, уже трудящимися на предприятиях. У Заполярного филиала НОУ «Корпоративный университет» имеется лицензия на ведение образовательной деятельности по 280 основным рабочим профессиям и направлениям деятельности – и это не предел! Меняется штатное расписание и кадровые потребности наших заказчиков, поэтому мы формируем все новые учебные программы, которые в соответствии с требованиями нормативных документов согласовываются с контролирующими и надзирающими государственными органами.

Солидное число направлений для профподготовки подразумевает и огромный поток учащихся…

– Через наши аудитории ежегодно проходит от 18 до 25 тысяч слушателей. Почему так много? Прежде всего, обязательную подготовку получает свежий кадровый состав. Кроме того, те, кто уже задействован на предприятиях, тоже должны регулярно учиться! Ведь практически все предприятия группы «Норильский никель» – опасные производственные объекты, соответственно, и к квалификации работников предъявляются жесткие требования. Каждый работник должен быть обучен и периодически проходить аттестацию. Например, 100% транспортников ежегодно должны изучить и сдать техминимум по правилам дорожного движения, работающие с подъемными сооружениями ежегодно проходят аттестацию на допуск к специальным видам работ. Линейные мастера раз в три года проходят аттестацию. Или возьмем современное горное оборудование: в очень сложную и дорогостоящую технику неподготовленного человека не посадишь, значит – необходимо подготовить, обучить. Оптимизация численности персонала и повышение производительности труда требует, чтобы фактически каждый рабочий ГМК сегодня имел сразу две-три профессии. И все эти люди приходят за профессиональными знаниями и навыками к нам в Заполярный филиал корпоративного университета.

4 Статья КУ НН Мокряк Журнал Имена и лица

– А служащие и управленцы садятся за университетские парты?

– Для руководителей и специалистов мы активно внедряем дистанционное обучение: человек прямо со своего рабочего места с помощью компьютерных технологий осваивает учебную программу, а затем проходит промежуточное и итоговое тестирование. Проводятся учебные занятия и в форме тренингов, предлагаются актуальные возможности обмена опытом и информацией – участие в он-лайн семинарах и видеоконференциях. И эти направления постоянно развиваются.

– И все же в центре образовательного процесса остаются рабочие люди?

– Да, слушателей по рабочим специальностям у нас около 2/3 от всех обучающихся. Многие из них имеют высшее образование: такой базы знаний требует современное оборудование и технологический процесс. Но самое главное – наши выпускники не просто люди с формальными «корочками», а профессионалы, готовые выйти прямо на производство! Кстати, образование корпоративного университета ценится и за пределами Севера – это своего рода дополнительный капитал, который можно здесь заработать.

5 270x267 Статья КУ НН Мокряк Журнал Имена и лица6 270x202 Статья КУ НН Мокряк Журнал Имена и лица

 

– Ирина Робертовна, как удается добиться столь качественной подготовки ваших выпускников?

– Все учебные программы мы формируем на основе типовых, с учетом нормативных требований, но с привязкой к конкретному производству, его условиям и реальной технике. Не секрет, что именно качественных практических занятий недостает многим профессионально-техническим училищам. Рабочий никогда не освоит профессию, если не научится что-то делать руками! У нас же есть современные лабораторные комплексы по гидравлике и пневмоавтоматике, которой оснащены все горные машины, действует сварочная лаборатория… А вскоре реализуется одно из долгожданных начинаний – у нас появился собственный учебно-производственный участок! Нам наконец-то выделено большое здание – 2.500 кв. метров, сейчас ведется подготовка к его ремонту и переоборудованию, к имеющимся уже трем единицам горной техники (погрузочно-доставочная машина, буровая установка и подземный бульдозер) уже закуплена новая техника: две компрессорные установки, передвижная дизельная электростанция, бульдозер-рыхлитель.

– Но и профессионализм преподавательского состава наверняка играет не меньшую роль?

– Штатных преподавателей – ведущих специалистов на сегодняшний день всего 11. Это горняки с опытом работы в отрасли 25-30 лет, именно они занимаются с учебными группами в дневное время. Большая же часть обучения ведется в вечернее время без отрыва от производства. У слушателей-вечерников занятия проводят преподаватели-почасовики, это порядка 700 действующих специалистов различных подразделений: кто-то читает целый курс, кто-то – отдельные темы.

Как мы привлекаем к преподавательской работе занятых производственников? Некоторые приходят сами, но чаще всего мы прилагаем большие усилия, чтобы в университетской деятельности задействовать лучших из лучших: людей, способных не просто начитать сухую теорию, но поделиться живыми практическими знаниями и опытом. Приходится убеждать и руководителей, и самих специалистов поучаствовать в учебном процессе, т.к. персонал готовится для них же. Между прочим, многие из них потом с удовольствием самореализуются в преподавательской работе! У нас есть такие специалисты, которые уже более 15 лет верны системе обучения и в вечернее время приходят к нам проводить занятия.

Полноценную работу корпоративного университета сложно представить без сотрудничества с другими организациями сферы подготовки кадров и занятости населения. С кем налажены контакты, ведется обмен опытом?

– На территории мы активно взаимодействуем с ПТУ, НИИ и Центром занятости населения. Например, все студенты технических специальностей НИИ и ПК на третьем курсе обязательно приходят к нам и обучаются рабочей профессии – такова особенность территории. Работаем и с участниками социальной программы Компании «Рабочая смена»: на конкурсной основе предприятия отбирают кандидатов, в течение года они получают востребованную и достаточно престижную специальность (или несколько) и при условии успешного обучения и прохождения аттестаций по всем этапам принимаются в штат. Это позволяет увеличить приток квалифицированной молодежи на предприятия.

За опытом же чаще всего обращаемся не мы, а к нам! Специалисты из «Алроса», ЗАО «Полюс-Золото» знакомилась с нашей работой, приезжали на стажировку из Кольской ГМК, а в ноябре прошлого года на базе Заполярного филиала корпоративного университета проводилась региональная научно-практическая конференция «Современная система кадрового обеспечения промышленных предприятий: опыт, проблемы, перспективы». Все дело в том, что университет сегодня – это действующая, отлаженная и эффективная структура. Необходимо непрерывно обеспечивать территорию НПР квалифицированными рабочими и специалистами, поэтому люди вынуждены все время чему-то учиться. Таковы реалии производства, и они не оставят пустовать аудитории университета.

8 way amplifier
Multiroom Amplifier