Интервью Каганова ж-л Кадровый менеджмент

Журнал «Кадровый менеджмент»

май-июнь 2007 г. N 4

 

Свой университет ближе к делу

 

Итервью с В. Кагановым, ректором университета «Корпоративный университет «Норильский никель»

И. Смирнова,

главный редактор журнала «Кадровый менеджмент»

 

Горно-металлургическая компания «Норильский никель» обзавелась собственным корпоративным университетом. С апреля этого года сотрудники и материальная база Центра корпоративного обучения департамента персонала главного офиса и Центра подготовки персонала Заполярного филиала переведены в негосударственное образовательное учреждение «Корпоративный университет «Норильский никель». О задачах, планах и перспективах нового образовательного центра рассказывает в интервью журналу ректор университета Вениамин Каганов.

Какие задачи должен решать вновь открытый университет?

Основная задача нашей организации, которая так и называется — Корпоративный университет «Норильский никель», — развитие системы подготовки кадров всех уровней для обеспечения текущих и стратегических потребностей компании. В данном случае под компанией мы понимаем как головную организацию ОАО «ГМК «Норильский никель», так и большую сеть дочерних и зависимых обществ, обеспечивающих реализацию производственного процесса, выполняющих социальные функции.

Организация эффективной подготовки кадров на основе корпоративных стандартов для целей компании, в которой трудятся около 85 тыс. человек, возможна только на основе тщательно построенной системы. «Норильский никель» имеет хорошую систему подготовки и переподготовки рабочих, повышения квалификации управленцев и специалистов. Создание Корпоративного университета как центра не только образовательной, но и научно-методической работы в сфере развития персонала является завершающим этапом совершенствования системы. К приоритетным задачам нашего университета относятся: выявление потребности в обучении сотрудников, формирование на этой основе предложений в план подготовки, использование наиболее эффективных образовательных технологий для подготовки кадров компании.

В чем особенности корпоративного университета по сравнению с другими образовательными учреждениями?

Особенностью любого корпоративного образовательного центра, в том числе и нашего, является нацеленность на решение в первую очередь корпоративных задач. По существу, мы являемся специализированным профессиональным сервисом, оказывающим профессиональные услуги всем структурным подразделениями и отдельным предприятиям, связанным с компанией.

При этом наш Корпоративный университет создан как юридическое лицо в форме негосударственного образовательного учреждения, действует в соответствии с законом об образовании, обладает обширным набором необходимых лицензий на обучение кадров по широкому спектру специальностей.

Отличительная особенность нашего университета от других подобных структур, на мой взгляд, — глубина и широта охвата. Судите сами. К настоящему времени разработаны и актуальны около 6 тыс. учебных программ. Ежегодно около 30 тыс. человек проходят обучения в рамках компании. Такой объем и разноплановость обусловлены широким перечнем профессий и специальностей, используемых на производстве и в обеспечивающем комплексе. Значительная доля усилий университета направлена не только на повышение квалификации управленческого звена и специалистов, подготовку резерва управленческих кадров различных уровней, но и на подготовку и переподготовку рабочих кадров.

Университет не планирует заниматься высшим образованием. Но повышение квалификации сотрудников, в том числе осуществление долгосрочных программ объемом до 500 часов, безусловно, входит в наши планы.
Кроме того, в наших функциях прописана научно-аналитическая и консалтинговая деятельность. В частности, вопрос разработки стандартов профессиональной компетенции также планируется поручить университету.

Постепенно мы будем развивать наши услуги не только для предприятий и организаций ОАО «ГМК «Норильский никель», дочерних и зависимых обществ, организаций и граждан, проживающих на территориях присутствия компании, но и для внешних компаний. Это важно сточки зрения обеспечения качества и конкурентоспособности наших услуг. Все дочерние структуры компании обязаны обращаться за образовательными услугами к Корпоративному университету — такова кадровая стратегия правления компании. В этой связи востребованность услуг университета внешними организациями является одним из индикаторов их качества. С другой стороны, работа вовне позволяет обогатить методическую базу, оперативно сверять часы. Кроме того, вклад в развитие кадрового потенциала страны полностью вписывается в социальную стратегию компании. Мы готовы делиться накопленным опытом и знаниями.

Что изменилось в образовательной политике корпорации с открытием университета?

До недавнего времени подготовка рабочих кадров в компании велась в специализированных структурных подразделениях головного офиса, Заполярного филиала, дочерних предприятий компании. Для повышения квалификации специалистов и управленцев привлекались внешние провайдеры.
С этого года весь образовательный процесс идет только через Корпоративный университет. При этом мы не будем отказываться от привлечения внешних провайдеров в тех случаях, когда наличие своих преподавательских кадров по той или иной теме нецелесообразно. Но тем не менее доля собственных образовательных курсов будет расти, общую политику взаимодействия с внешними провайдерами также определяет университет.
Сейчас у нас появилась возможность проводить более качественную подготовку кадров. Рабочим специальностям учат в Заполярном филиале Корпоративного университета компании «Норильский никель». На Кольском полуострове в настоящее время обучение идет в рамках Кольской горно-металлургической компании. Однако в стадии проработки — проект открытия Кольского филиала Корпоративного университета, который призван освободить производственную компанию от не свойственных ей функций, повысить качество обучения.

Как организовано сотрудничество «Норильского никеля» с вузами страны?

«Норильский никель» взаимодействует со многими вузами страны в сфере подготовки специалистов для своих предприятий. С 14 из них заключены генеральные соглашения о сотрудничестве, предусматривающие широкий спектр направлений — это и организация стажировок студентов, и проведение олимпиад, и выделение благотворительной помощи на развитие научно-учебной базы вузов. Разумеется, это работа будет только усиливаться. Корпоративный университет намерен привлекать к работе в качестве преподавателей, консультантов наряду с ведущими специалистами компании (а их много) лучших преподавателей из других вузов страны.

Какие инновационные технологии используются в университете?

Подготовка кадров, как правило, процесс довольно инерционный. Существуют требования к определенным программам со стороны государственных структур, и мы не можем от них отклоняться. Но условия на рынке меняются стремительно, требования производства очень быстро растут. Лет 15 назад поступающие на работу сотрудники, в первую очередь речь идет о рабочих кадрах, имели более основательную базовую подготовку благодаря системе ПТУ, техникумов.

Один из методов направления развития современного образования — дистанционное обучение. Такая система создана в компании. Любой человек, деятельность которого связана с компьютером, поступая на работу, получает доступ к дистанционным курсам. Он может выбрать любую необходимую программу, сейчас их 45, но число это постоянно растет. Два курса являются обязательными для всех вновь поступивших: адаптационный и ознакомительный. Первый нацелен на обучение использованию информационных сетей и технологий, применяемых в компании. Второй курс в популярной форме знакомит с технологией основного производства компании. Каждый сотрудник, независимо от сферы деятельности и функциональных обязанностей, должен понимать, что лежит в основе производства и бизнес-процессов в компании.

8 way amplifier
Multiroom Amplifier