2015.12.10 Стоит перенимать такой опыт ЗВ

Заполярный вестник

10 декабря 2015 года № 48 (4512)

Текст: Елена Попова

Фото: Денис Кожевников

Стоит перенимать такой опыт

Два дня сотрудники центра подготовки кадров акционерной компании “АЛРОСА” знакомились с системой обучения персонала в корпоративном университете “Норильского никеля”. Представители известного российского концерна уверены: только общаясь с коллегами, перенимая опыт, можно говорить о развитии.

Стоит перенимать такой опыт 2015.12.10 Стоит перенимать такой опыт ЗВ

Гостям из Якутии важно было своими глазами увидеть, как происходит закрепление теоретических знаний на практике в “Норильском никеле”. Поэтому после знакомства с тем, как построен процесс обучения в корпоративном университете, они отправились на учебно-производственную базу, расположенную на территории никелевого завода.
Экскурсию для представителей известного российского концерна начал главный инженер корпоративного университета Евгений Троицкий. Он останавливается возле первого тренажера.
– Вот этот макет забоя позволяет отработать и закрепить навыки заряжания шпуров, – рассказал он. – Сначала обучаемые выполняют имитацию заряжания каленым песком взамен гранулированных взрывчатых веществ пневматическими зарядчиками ЗП-2 и РПЗ-0,6. Затем осуществляют установку муляжей патронов-боевиков в макеты шпуров вручную. После этого соединяют провода муляжей патронов-боевиков между собой в соответствии со схемой, указанной в паспорте буровзрывных работ. Подсоединяют магистральный провод и выводят в безопасное место – условное место укрытия взрывника. Затем песок из шпуров высыпается, и процесс можно повторить снова.
Евгений рассказывает: сейчас они находятся в старой части здания, 1947 года постройки. Другая пристройка появилась в 1990 году. На учебно-производственной базе расположены сварочная лаборатория, специализированные тренажеры, гараж с горнодобывающей техникой.
– Вот это наш старожил, – обращает внимание гостей на погрузочно-доставочную машину старого образца наш “гид”. – Технике примерно четверть века. Ее списали с рудника. Мы произвели капитальный ремонт и теперь периодически используем ее для обучения машинистов ПДМ, которым не требуются навыки работы под землей.
– Насколько экономически выгодно использовать ПДМ на поверхности? – тут же интересуется начальник учебно-курсового комбината из Удачного Кирилл Банделюк.
– На заводах, где выполняются большие объемы работ, – никелевом, медном, “Надежде” – эксплуатируют подобную технику: габариты ПДМ более удобные, нежели у обычного погрузчика. Хотя погрузчик – Орловского автозавода – у нас тоже есть. На нем обучаются машинисты-трактористы и машинисты погрузчиков. А на бульдозере получают навыки работы машинисты бульдозера.
– Кто обслуживает эту технику?
– Старший мастер, а также инструкторы производственного обучения. Все они имеют среднее техническое образование по основному направлению. В случае необходимости серьезных ремонтов выделяются средства из бюджета университета.

Иллюзия подземной работы

Тренажеры-симуляторы – особая гордость корпоративного университета “Норильский никель”. Начальник учебного подземного полигона Олег Михальчук вводит гостей в курс дела: учебные комплексы Boomer E2С и ST-14 производства компании “Атлас Копко” позволяют с помощью виртуальных технологий осваивать приемы работы на самоходной буровой установке и погрузочно-доставочной машине. А симулятор UG-360 – разработка австралийской фирмы Immersive Technologies Pty Ltd – вообще может имитировать работу любого оборудования: поверхностного и подземного. Все зависит от того, какое программное обеспечение и какую панель управления на него установить.
Начальник Мирнинского учебно-курсового комбината центра подготовки кадров Дмитрий Каширин садится за руль виртуальной ПДМ. Впрочем, для него это не в новинку. Гости рассказывают: недавно компания “АЛРОСА” закупила для обучения своих работников самую последнюю модель многофункционального тренажера-симулятора. На подходе еще один, и планируется приобретение третьего.
…Внутри тренажерного комплекса темно. Полная иллюзия работы под землей. “Уклон” идет вниз, кабина немного накреняется. При повороте машина неловко “ударяется” корпусом о борта узкой выработки. Понятно, что в реальной жизни таких “повреждений” быть не должно.
– Есть такие забои, куда машина заезжает только с помощью пульта дистанционного управления. Эту функцию человек осваивает уже тогда, когда овладел основными навыками управления ПДМ, – объясняет инструктор.
– У нас такой функцией оборудованы большегрузные самосвалы… – живо откликается Кирилл Банделюк.
– А зачем это на самосвалах? – не понимают норильчане.
– Опасные условия труда. Заканчивается открытая разработка, часть горизонтов уже обрушена…
Как объясняют гости из Якутии, в среднем карьеры разрабатывают до глубины около 600 метров, однако кимберлитовые трубки залегают под землей на глубине до полутора километров. Поэтому для дальнейшей отработки строят рудники.
– Подземная добыча, конечно, более затратна по сравнению с карьером, однако это единственный экономически выгодный способ добраться до глубоко залегающих запасов, и мы сейчас активно переходим на подземную разработку, – объясняет Кирилл Банделюк. – У нас уже есть действующие рудники “Интернациональный”, “Мир”. Также достраивается подземный рудник “Удачный”, который станет одним из крупнейших в мире – его производительность ожидается на уровне 4 млн тонн руды в год. Ориентировочно он выйдет на проектную мощность в 2018 году. Поэтому мы основной упор, так же как и вы, делаем на профессии подземного профиля.

“Приходится быть в тонусе”

Когда все выходят из тренажерного комплекса, есть возможность расспросить мирнинца Дмитрия Каширина о его впечатлениях от работы на симуляторе.
– У нас примерно такой же многофункциональный тренажер, просто другой фирмы, с другим интерфейсом. Но принцип работы тот же самый, – отмечает он. – Что хочется у себя внедрить после увиденного в Норильске? Да много чего! У нас техники, к примеру, нет. Своей такой базы нет. А для качественного обучения она должна быть. В кабинете можно объяснить только теорию. А практические занятия лучше проводить на производственной базе.
Первый заместитель директора центра подготовки кадров АК “АЛРОСА” Оксана Акимова поддерживает коллегу.
– Я в Норильск приезжаю уже не первый раз. Ровно десять лет назад я была здесь и могу оценить масштаб изменений. Мощность производственной, материально-технической базы корпоративного университета – ранее центра подготовки кадров – увеличилась многократно. Чего стоят только тренажеры, которые мы сегодня увидели! А это значит, что и качество обучения выросло во много раз. Появится ли такая база у “АЛРОСА”? Не сразу. У вас, как у частной компании, больше возможностей, чем у госконцерна. На то, чтобы провести подготовительную работу, закупить оборудование, нужно время. Даже “Норильскому никелю” понадобилось десять лет работы, чтобы добиться таких впечатляющих изменений.
– Проблема с кадрами у вас актуальна?
– На Северах, в отдаленных районах страны, она везде есть. Поэтому приходится постоянно быть в тонусе, – признается гостья. – Опыт обучения персонала в компании “АЛРОСА” очень богатый. Мы готовим как рабочих, так и руководителей, обеспечивая при этом занятость населения в регионе. По сути, занимаемся всем тем же, чем и корпоративный университет, но у нас производственное обучение организовано по-другому: оно проходит на рабочих местах в подразделениях компании. Без отрыва от производства.
– Молодежь идет на рабочие специальности?
– Идет. На территории Мирнинского района два техникума, которые по заказу компании готовят специалистов. Мы таким образом выстроили с ними взаимодействие, чтобы ребята, которые туда приходят учиться, заранее знали, где будут проходить производственную практику и где потом работать. Очень важное направление для нас – целевое обучение. Мы заключили долгосрочные соглашения о сотрудничестве с пятью вузами-партнерами. В Министерство образования посылаем заявку на выделение бюджетных ассигнований, и ребенок, направленный компанией “АЛРОСА” в вуз, обучается бесплатно. При этом он уже при поступлении знает, где и кем будет в дальнейшем работать. На время обучения студенту предоставляются льготы: проезд к месту учебы, на практику, оплачивается также сама практика, проезд к месту работы по окончании вуза.
Оксана Акимова ненадолго останавливается возле живописной группы, отрабатывающей навыки по аварийному спасению травмированного при работе в труднодоступных местах. На учебно-производственной базе корпоративного университета идет лабораторно-практическое занятие для монтажников.
– Я обратила внимание: “Норильский никель” быстрее реагирует на все изменения в законодательстве, – говорит она. – К примеру, новые Правила по охране труда при работе на высоте были приняты в апреле этого года, а дополнения внесены в июне. В то время как у вас обучение людей в соответствии с ними уже ведется, мы еще только готовим своих преподавателей.

Единственный в стране

Учебный полигон, оборудованный на базе технологических выработок шахты “Ангидрит” рудника “Кайерканский”, добавляет ярких впечатлений. Снаряженные по всем правилам техники безопасности гости, подсвечивая в темноте дорогу фонариками, идут за начальником учебного подземного полигона.
– Общая площадь полигона составляет пять тысяч квадратных метров, – рассказывает Олег Михальчук. – В свое время проект полигона был рассчитан на семь камер, сейчас их пять. Однако мы снова вернулись к старому проекту, включив в  программу реализации перспективных направлений повышения качества подготовки персонала предприятий группы “Норильский никель” на 2016/18 год расширение полигона. Будем делать тренировочный рудоспуск и новый забой… Здесь у нас находится учебный класс, где мы закрепляем практические навыки и где проходит “разбор полетов”. Дальше вы увидите два гаража для машин. Зона работы ПДМ, зона работы самоходной буровой установки. Зона для мелких ремонтных и сварочных работ. Кроме управления машинами слушатели обучаются также слесарному делу. Все могут при необходимости выполнить мелкий ремонт машин.
Ежегодно на подземном полигоне отрабатывают практические навыки 250 машинистов ПДМ и 80–100 бурильщиков шпуров. Все обучение полностью ориентировано на потребности предприятий. Начальник подземного полигона приводит пример:
– Допустим, рудники просят нас научить машинистов ПДМ делать “площадку” – то есть подсыпать и спланировать груз, уменьшая высоту выработки  для ведения работ по креплению забоя. И мы даем такое задание инструкторам. Вот здесь мы сузили ширину восьмиметровых выработок до четырехметровых, повесив на тросиках трубу с резиной. Сверху натянули “вентрукав” – таким образом сымитировали низкую кровлю. Все это нередко встречается на рудниках.
По словам Олега Михальчука, кроме навыков отгрузки-погрузки горной массы, зачистки, перевозки технологического оборудования машинист ПДМ должен знать еще массу нюансов.
– Совместно с нами практические умения машинистов ПДМ оценивают представители предприятий. При этом задания для испытуемых неожиданно могут усложнить. Сам слушатель об этом не знает. Допустим, путь к выработке неожиданно преграждает негабарит. Что делать? Реакция у всех разная. Кто-то предлагает взять его и увезти. Куда увезти? В путевке же про него ничего нет! Спрашиваем у машиниста: ты выйдешь, посмотришь? Не все говорят “да”. А если под ним травмированный человек? Потом все эти моменты разбираются с обучаемыми. Слушатели должны уметь правильно реагировать в случае нештатных ситуаций.
После экскурсии на подземный полигон представители компании “АЛРОСА” признаются: размах впечатляет!
– Впечатлений масса, – высказывает общее мнение Кирилл Банделюк. – Интересный проект. Нам все очень понравилось! Таких полигонов в стране нет. Горняки имеют возможность проходить обучение вне действующего производства, но в условиях, максимально приближенных к реальным. Это очень важно, так как основная подготовка сотрудников компании все-таки практическая. Безусловно, стоит перенимать такой опыт.

8 way amplifier
Multiroom Amplifier