Современные практики корпоративного обучения

«Норникель» предлагает своим сотрудникам
только лучшее

Корпоративное обучение с каждым годом становится всё более доступным, технологически удобным и ориентированным на решение реальных производственных задач. Крупнейшие мировые компании ценят время своих сотрудников, способность оперативно и эффективно справляться с поставленными задачами, расширяют их кругозор и предоставляют широкие возможности не только для профессионального, но и для личностного роста. Корпоративный университет «Норникеля» предлагает сотрудникам Компании лучшие современные образовательные практики и не останавливается на достигнутом.

Мобильность и доступность

В современном бизнесе доступность знаний играет важную роль. Мобильные приложения позволяют учиться без отрыва от работы, проходить курсы, путешествуя в отпуске или отправляясь в командировку. Микрообучение (Microlearning) дает возможность получить порцию конкретных и полезных знаний с помощью коротких роликов, презентаций, закрепить изученное прохождением тестов. Смешанное обучение (Blended Learning) сочетает в себе очное и онлайн-образование: полученные дистанционно знания затем закрепляются в интерактивных сессиях с преподавателем. Главным мировым трендом корпоративного обучения является экономия времени и ресурсов отдельного сотрудника и всей компании, а время, как известно – деньги.

В Корпоративном университете «Норникеля» сотрудники могут самостоятельно и в удобном режиме получать и проверять свои знания благодаря внедрению новых форматов обучения.
Благодаря появлению в Норильске высокоскоростного Интернета появилась возможность проводить обучение в формате вебинаров. Эта технология реализуется в аудиториях Корпоративного университета посредством сети Интернет в онлайн-режиме. Она позволяет, не выезжая за пределы города, принимать участие в различных обучающих мероприятиях (семинарах, мастер-классах и др.), которые проводятся в других организациях России. При этом на вебинаре сохраняется эффект «живого присутствия» – участники в реальном времени видят и слышат преподавателя, смотрят презентацию, задают вопросы, используя текстовый чат. Активное внедрение такой технологии позволит оперативно получать актуальные знания от ведущих российских и мировых экспертов, повысит эффективность и доступность обучения для различных категорий работников.

Современным инструментом микрообучения с элементами тестирования является программно-аппаратный комплекс «Предсменный экзаменатор», направленный на формирование устойчивых моделей безопасного поведения за счет регулярного обучения и проверки знаний, выбора сотрудником правильного варианта действий в различных ситуациях на производстве. Быстро получив информацию, можно сразу же проверить, насколько хорошо она усвоена, насколько верен выбранный алгоритм действий.

Обеспечение безопасности на производстве – приоритетное направление деятельности Компании. Одно из важных мероприятий, позволяющее повысить уровень безопасности – проведение в Корпоративном университете психологического тестирования работников для определения предрасположенности к допущению опасных действий на производстве. Тестирование позволяет еще до приема на работу определить уровень надежности будущих работников в отношении соблюдения требований безопасности труда, трудовой и производственной дисциплины и других психологических факторов, ведущих к возникновению несчастных случаев. Стоит отметить, что такое тестирование проводится не только для людей, впервые устраивающихся на работу, но и распространяется на другие категории персонала, что позволяет оперативно скорректировать мероприятия по снижению производственного травматизма.

Авторское приложение «Мобильное тестирование», разработанное сотрудниками Корпоративного университета для Android и IOS, содержит как варианты короткого тестирования, так и полный набор вопросов, воспроизводя ситуацию реального экзамена с ограничением по времени и давая возможность самостоятельно подготовиться к аттестации по программам Корпоративного университета. Приложение доступно на Play Маркет и App Store.

Дмитрий Ш., линейный руководитель: «Хочу поделиться своим опытом установки и применения простого, удобного и доступного, на мой взгляд, приложения «Мобильное тестирование». Установил я его быстро, бесплатно, никаких проблем с регистрацией у меня не возникло. Приложение оказалось полезным — оно позволило в удобное для меня время качественно подготовиться к аттестации в области промышленной безопасности. Понравилось и то, что каждый раз после ответов на тестовые вопросы, можно сразу увидеть свои результаты и проанализировать ошибки. Приложение к установке однозначно рекомендую. Во всяком случае, я удалять его не собираюсь, так как в нем есть множество тестов по различным направлениям подготовки: по курсу «Охрана труда», по правилам охраны труда при выполнении работ на высоте, по стандартам компании в области ПБиОТ и многие другие».

Наглядность и виртуальная реальность

Еще один важнейший тренд современного корпоративного обучения – повышение наглядности материалов, их визуализация и виртуализация. Наряду с 3D-фильмами и компьютерными роликами, в учебных классах появляются целые виртуальные пространства с моделируемой обстановкой под решение конкретных учебных задач. Специальные VR-тренажеры создают эффект полного присутствия, и обучение становится эмоционально насыщенным и одновременно лишенным всякого риска. Усвоение инструкций ускоряется, а время на обучение сокращается. Это то, что называют «обучением будущего», но оно доступно уже сейчас.

В Корпоративном университете «Норникеля» используются анимационные ролики и 3D-фильмы, которые воспроизводят реальные несчастные случаи, произошедшие на производственных площадках. За счет эмоционального вовлечения работники надежнее усваивают материал, понимая и принимая на себя всю ответственность за соблюдение правил и норм техники безопасности. В распоряжении обучающихся в Корпоративном университете «Норникеля» новейшие 3D-атласы оборудования, по которым легче знакомиться с устройством современной техники, а 3D-тренажеры-симуляторы помогают практически ее осваивать, избегая в период обучения любых рисков. В перспективе для работников «Норникеля» планируется проводить обучение с применением инновационных технологий, например, с помощью дополненной реальности: VR-очки полностью воспроизведут производственную обстановку и с ними будет легко отследить правильность своих действий в заданной программой конкретной ситуации. По сути, прошедший такое обучение уже будет обладать практическим опытом, который ранее был достижим только после двух-трех месяцев испытательного срока под пристальным присмотром наставника.

Петр А., начальник смены: «Просмотр на занятии анимационных роликов о произошедших на предприятиях несчастных случаях позволяет сделать вывод о том, что в действительности «несчастные случаи не случайны». Подробная визуализация событий позволяет последовательно, шаг за шагом разобраться в обстоятельствах и причинах происшествия. Причем чаще всего оказывается, что основной причиной является именно «человеческий фактор»: один не доглядел, другой не проконтролировал… И когда смотришь на последствия, к которым привели нарушения требований охраны труда, начинаешь понимать, что каждый работник должен очень ответственно относиться к своей безопасности и безопасности окружающих».

Результат на рабочем месте

Особую ценность знания приобретают именно тогда, когда применяются на рабочем месте. Никто не заинтересован в том, чтобы сотрудник, как плохой студент, выучил теорию за пару дней, а после аттестации, приступив к работе, благополучно всё забыл. Формальный подход к обучению, который ассоциируется с «зубрежкой» и «обязаловкой» — уже давно в прошлом. Важно получить практические навыки и почувствовать результат их применения. Поэтому учебные программы предполагают постоянную практику: знания закрепляются прямо в ходе работы на реальном оборудовании.

С этой целью создаются специальные учебные площадки, на которых условия для обучения максимально приближены к реальным производственным. В Корпоративном университете «Норникеля» такой площадкой является уникальный учебный подземный полигон, открытый еще в 2012 году в рамках проекта «Внедрение современных технологий подготовки рабочих горных профессий для подразделений минерально-сырьевого комплекса». Отработка навыков управления техникой в подземных, но при этом — безопасных условиях, с тех пор стала необходимым компонентом подготовки машинистов самоходного дизельного оборудования «Норникеля». Триада «тренажер – полигон – производственное обучение» позволила значительно повысить эффективность практического обучения, снизить показатели производственного травматизма, увеличить производительность труда молодых работников и продолжительность эксплуатации техники на предприятиях.

Сергей Б., машинист: «Учиться на тренажерах-симуляторах было очень интересно и полезно. Мы начинали обучение, так сказать, с самых азов. Это органы управления погрузочно-доставочной машиной, аварийные индикаторы и т.д. Нас учили правильно запускать двигатель и управлять машиной, подавать звуковые и световые сигналы. С каждым разом нам разрешали выполнять все более сложные упражнения, вплоть до отработки порядка действий в аварийных ситуациях. Ведь в реальной жизни любая аварийная ситуация может случиться неожиданно, и к этому нужно быть готовым.

Благодаря практике на тренажерах, опускаясь в подземный полигон на производственное обучение, особого страха перед настоящей машиной мы уже не испытывали. Конечно, на полигоне все взаправду и научиться нужно было многому: обслуживанию техники, управлению ПДМ при передвижении по горным выработкам и при выполнении работ по набору и разгрузке горной массы, строгому соблюдению кардинальных правил и стандартов. Инструкторы нас «гоняли» по полной, ведь в конце обучения всех ожидает зачет. Кстати, сегодня мы успешно его сдали. Теперь все полученные здесь умения мы будем применять на своих предприятиях».

Технологизация и гуманизация

В ходе эволюции технологического обеспечения обучения создаются новые платформы, интегрирующие обучение и другие процессы управления персоналом. В «Норникеле» такие перспективы появляются на базе SAP, позволяя управлять эффективностью образовательного процесса, выявляя и формируя индивидуальные потребности в обучении каждого сотрудника. Технологизация обучения делает его более гибким, и знания становятся доступнее. Это, в свою очередь, освобождает ресурсы для новых направлений развития работников Компании. Поэтому Корпоративный университет «Норникель» вводит, помимо жестко регламентированных программ, мобильные и дистанционные курсы для разных групп персонала. В настоящее время идет выбор новой платформы для обучения, которая сможет дополнительно повысить доступность и технологичность обучения, сделать потребление обучающего контента более удобным для слушателей.

Разноплановость и модульность обучения направлена не на выпуск «узких специалистов», а на профессиональный рост гармонично развивающейся личности. Ведь на производстве все чаще роль лидера отводится не тому, кто имеет больше опыта, а тому, кто обладает способностью мыслить стратегически, готов к внедрению инноваций, а главное стремится к повышению личной эффективности и эффективности всего предприятия в целом. Поэтому любому специалисту, рассчитывающему на дальнейший карьерный рост, помимо теории управления необходимо еще знать психологию бизнеса, развивать логическое и критическое мышление, умение вести переговоры, обучаться навыкам формирования команды, умению слушать и слышать и многое другое. Для эффективного развития личностных, социальных и управленческих компетенций сотрудников в Корпоративном университете реализуется широкий спектр обучающих мероприятий в форме тренингов. Данный формат обучения предполагает применение активных методов обучения: деловые игры, кейсы, групповые дискуссии и дебаты, «мозговой штурм» и другие, что позволяет в сжатые сроки не только получить новые знания, но и отработать практические навыки. Например, работники, которые проводят обучение на производстве, проходят специальный курс «Навыки наставничества». В арсенале Корпоративного университета «Тайм-менеджмент», «Навыки публичных выступлений», «Стрессменеджмент», «Командообразование и управление командным результатом», «Культура безопасности на производстве» «Безупречный сервис – ориентация на клиента» – и это еще неполный перечень всех имеющихся тренинговых программ. В то же время специалисты университета эффективно адаптируют различные обучающие продукты к потребностям и специфике целевой аудитории, регулярно разрабатывают программы тренингов по заявкам предприятий и организаций.

Другим важным мероприятием по формированию и развитию кадрового потенциала компании является проведение оценки компетенций. В Корпоративном университете «Норильский никель» функционирует собственный «Центр оценки», или, как его еще принято называть, «Ассесмент центр». Это одна из современных технологий, позволяющая определять ключевые качества работников, необходимые для эффективной профессиональной деятельности, и компетенции, требующие развития. Такая технология необходима для проведения анализа кадрового потенциала предприятия, заполнения вакантных управленческих позиций, формирования кадрового резерва, отбора персонала, а также создания адресных программ обучения и развития сотрудников. Оценочные процедуры проводят специалисты Корпоративного университета, прошедшие специальную подготовку в качестве наблюдателей-экспертов.

Благодаря разнообразию программ и форм обучения в университете реализуется концепция непрерывного образования, обеспечивающая постоянное пополнение и расширение знаний, укрепление способности человека адаптироваться к преобразованиям в экономике, профессиональной жизни и обществе.

Иван В., линейный руководитель: «Радует, что компания дает возможность своим сотрудникам развиваться не только в техническом направлении, но и в управленческом. На тренинге для себя лично почерпнул некоторые новые «фишечки», которые можно применять в общении с сотрудниками, как можно их заинтересовывать на результаты деятельности, на свой производственный процесс. Многое из того, что делал интуитивно, на уровне внутренних убеждений и представлений, как оказалось, имеет большой смысл и даже научное обоснование. Одной из самых важных тем считаю «Управление конфликтами». Коллектив – это люди, а где люди – всегда есть конфликты. Правильность решения таких ситуаций полностью зависит от руководителя. Обучение в университете дает тебе ключ и путь решения, а дальше все зависит от тебя, как ты сможешь применить полученные знания на практике».

Расширение роли Корпоративного университета

Корпоративные университеты во всем мире выходят за рамки работы корпорации и активно взаимодействуют с молодым поколением, учитывая все нюансы молодежной и демографической политики в стране.
Традиционными направлениями деятельности Корпоративного университета «Норникеля» являются:

  • организация экскурсий для школьников на предприятия ГМК «Норильский никель»,
  • проведение специализированных курсов для учащихся базовых школ, мотивированных на приобретение инженерных специальностей, востребованных в Компании,
  • проведение для студентов учебных заведений лабораторно-практических занятий с использованием тренажерного оборудования и практических занятий на учебном подземном полигоне,
  • развитие у молодых людей управленческих навыков.

Несколько лет подряд Корпоративный университет реализует благотворительные проекты в рамках программы «Мир новых возможностей» «Норникеля». В одном из проектов «Молодежная бизнес-школа «Life-навигатор» успешно прошли обучение более сорока старшеклассников, а в ходе реализации другого проекта — «ТехноБатл» — школьники и студенты учреждений среднего и высшего профессионального образования смогли пройти профессиональные пробы и получить представление о специфике деятельности наиболее востребованных профессий минерально-сырьевого комплекса, что позволит им в дальнейшем сделать осознанный выбор будущей профессии.

Стартовавший в этом году новый благотворительный проект «Специальные агенты безопасности» для учеников старших классов уже показал свою эффективность: подростки еще не окончили школу, а уже освоили основные методы оценки и управления рисками, которые применяются в компании и, безусловно, помогут им и их сверстникам в дальнейшем избежать несчастных случаев и сделать окружающую среду безопаснее. Актуальность полученных знаний ребята смогут проверить на собственном опыте уже этим летом, в период школьных каникул, в ходе работы в трудовых отрядах школьников.

Виктория Ш., участница проекта «Специальные агенты безопасности»: «Мне понравилось обучаться у преподавателей Корпоративного университета. Из всех уроков наиболее интересной мне показалась экскурсия по цеху. Там мы учились находить опасные места для работы и даже смогли улучшить состояние некоторых рабочих мест. Я уверена, что знания, полученные благодаря САБ, понадобятся мне в дальнейшей жизни».

Для повышения уровня подготовки квалифицированных кадров для предприятий «Норникеля» и эффективности управления образовательным процессом между Корпоративным университетом «Норильский никель» и учреждениями профессионального образования заключены соглашения о сотрудничестве в области образовательной, научно-технической и инновационной деятельности. Партнерами университета выступают Норильский государственный индустриальный институт и Таймырский колледж. Эффективные партнерские отношения налажены также с научно-образовательным сообществом России. Для проведения лекций, семинаров и тренингов регулярно приглашаются эксперты российского и мирового уровня.

В планах Корпоративного университета — расширение спектра направлений деятельности, продолжение работы по внедрению современных обучающих технологий, а самое главное – это непрерывная работа по повышению качества и эффективности обучения, доступности и персонализации знаний для слушателей.

8 way amplifier
Multiroom Amplifier