2017.03.30 Участник масштабных проектов

Заполярный вестник

30 марта 2017 года № 12 (4578)

1 2017.03.30 Участник масштабных проектов

Фото: Архив «ЗВ»

Текст: Татьяна ЕРМОЛАЕВА

 

Участник масштабных проектов

Корпоративный университет “Норильский никель” празднует юбилей. 1 апреля ведущему учреждению дополнительного профессионального образования исполняется десять лет. О достижениях и перспективах университета в канун праздничной даты “Вестнику” рассказал ректор Константин ГОРБУНОВ.

Кадровая защищенность

– Константин Олегович, прошлый год для Заполярного филиала и предприятий группы “Норникель” стал богатым на события, а как вы оцениваете 2016-й для корпоративного университета?

– Для нас прошедший год стал весьма успешным. Как в плане развития и повышения качества образования, так и в плане наращивания потенциала материально-технической базы. Университет является активным участником многих масштабных проектов и программ развития компании и в то же время обеспечивает высокое качество подготовки квалифицированного персонала Заполярного филиала и предприятий группы “Норникель”. Свидетельство тому – востребованность обучающих программ корпоративного университета. Объем услуг в сфере образования и развития персонала в 2016-м вырос на 24 процента. В рамках реализации стратегических приоритетов компании модернизированы подходы, связанные с подготовкой и развитием руководителей и специалистов. В частности, сформирована система управленческого обучения, в разработке которой активно участвовали сотрудники корпоративного университета. Для обеспечения необходимого уровня знаний и умений, формирования единой культуры управления людьми на предприятиях проведена большая работа по созданию и реализации модульной комплексной программы для руководителей “Управленческий старт”.

– Каким образом выстраивалось обучение?

– Форматом обучения стал тренинг, позволивший использовать различные интерактивные формы: круглые столы, деловые игры, мозговые штурмы, публичные выступления… Важно отметить, что основным критерием формирования групп стал принцип объединения людей, работающих в подразделениях Заполярного филиала и предприятий группы “Норникель”. Что это дает? Возможность не только совершенствовать управленческие навыки, но и обмениваться опытом, налаживать деловые контакты. За период обучения слушатели освоили основные навыки работы с подчиненными – это постановка целей, планирование собственного времени, работа в команде, умение делегировать полномочия, понимать приоритетность задач, работать в форс-мажорных обстоятельствах… Итог реализации программы – 96 обученных руководителей.

– Формирование кадрового резерва – актуальная тема для любой крупной компании. И «Норникель», я думаю, не исключение. Какую роль в этом процессе играет университет?

– Одной из ключевых инициатив программы развития человеческого капитала компании является совершенствование системы управления кадровым резервом. Определение сотрудников с высоким потенциалом и мотивацией, оценка их компетенций, объединение результатов оценки с данными по планированию человеческих ресурсов с целью разработки корпоративных программ обучения на долгосрочную перспективу – основные этапы формирования кадрового резерва.

– То есть в прошлом году на базе корпоративного университета был организован центр оценки…

– Да, и наблюдателями в нем стали как сотрудники университета, так и специалисты управления по персоналу и социальной политике Заполярного филиала. В итоге по предложенной нами программе процедуру оценки прошли 88 кандидатов в кадровый резерв руководителей среднего уровня.

– Сегодня большое внимание уделяется формированию ценностей “Норникеля”. Почему это так важно?

– Ценности – ориентир того, какое именно поведение компания ожидает от сотрудников, и именно они в целом формируют культуру предприятия. Стоит отметить, немаловажную роль в работе по продвижению и популяризации новых ценностей среди персонала компании играли сотрудники корпоративного университета. Они участвовали в работе фокус-групп, ориентированных на разработку технологий по внедрению изменений в корпоративной культуре и способов применения их в управленческой практике.

Новые подходы и старые традиции

– Константин Олегович, расскажите, пожалуйста, о новых обучающих программах.

– Для повышения уровня формирования профессиональных компетенций в рамках управленческого обучения специалистами университета разработан новый комплекс программ, рассчитанных на линейных руководителей разных отраслей. В каждую из программ включена обучающая технология “12-факторная модель управления и развития культуры безопасности”, которая позволяет освоить приемы мотивации подчиненных на выполнение требований стандартов предприятия в области промышленной безопасности и охраны труда и формирует роль линейного руководителя в вопросах создания и развития культуры безопасности. Стоит отметить также, что новая конфигурация производственных мощностей – внедрение второго пускового комплекса ТОФ, расширение НМЗ, закрытие никелевого завода, – реализованная “Норникелем” в 2016 году, потребовала и новых подходов в системе обеспечения кадрами производственных предприятий – своевременной подготовки, переподготовки, повышения квалификации персонала. Корпоративным университетом эти процессы организованы оперативно, качественно и с максимальным учетом специфики и требований заказчика. Мы принимали активное участие в организации консультационного центра для работников никелевого завода, в разработке программ и формировании графика их переобучения. За время работы услугами центра воспользовались 1580 человек.

– Одно из важных направлений вашей работы – конкурсы профессионального мастерства, ставшие уже традиционными.

– Действительно, успешная практика проведения подобного рода мероприятий существует не один год. В течение прошедшего года по инициативе управления корпоративных проектов было проведено и оценено 10 конкурсов профессионального мастерства. Соревнования среди наставников – это важное событие как для университета, так и для самих участников конкурсов. Они способствуют профессиональному росту работников компании, мотивируют людей на постоянное совершенствование своей деятельности, позволяют достойно представить предприятие на профессиональных состязаниях. В большинстве случаев площадкой для их проведения служит учебно-производственная база корпоративного университета. Вместе с представителями УПБиОТ и управления корпоративных проектов ЗФ сотрудники университета входят в состав конкурсной комиссии.

В формате круглых столов

– Первостепенное значение в компании сегодня придается вопросам соблюдения ТБ. При этом довольно актуальной остается тема совершенствования нормативно-правовой базы в области охраны труда. И на предприятиях “Норникеля” в том числе…

– Это действительно актуальная тема. В апреле прошлого года в рамках Всемирного дня охраны труда в Сочи была организована центральная дискуссионная площадка, где демонстрировались лучшие мировые и отечественные практики в области управления охраной труда. В состав делегации от “Норникеля” вошли также и сотрудники корпоративного университета. Они участвовали в дискуссионных мероприятиях деловой программы, что дало возможность не только получить новые знания по интересующим тематикам, но и пообщаться с опытными специалистами в области охраны труда. Также хочу отметить, с весны 2016 года в компании стартовал проект “Риск-контроль”, являющийся инструментом развития и внедрения корпоративного стандарта в сфере промышленной безопасности и охраны труда “Идентификация опасностей, оценка и управление рисками”. В рамках проекта, направленного на обучение людей методам определения и управления явными и потенциальными рисками, проведена работа по обновлению нормативно-методической документации в области ПБиОТ. Наши сотрудники совместно с внешними экспертами разработали программы и иллюстрированные учебно-методические пособия для обучения персонала производственных подразделений. За год на базе корпоративного университета прошли обучение 1277 слушателей.

– Это обучение проходило в очной форме?

– Да, безусловно. Однако за последний год специалистами университета также особое внимание уделялось разработке курсов дистанционного обучения для изучения работниками компании требований корпоративных стандартов в области промышленной безопасности и охраны труда, внедрению новой программы тестирования на знание стандартов. В 2016 году по ней обучились около 900 человек, и еще более 3000 слушателей после самоподготовки успешно прошли тестирование.

– Что является ключевым при разработке программ обучения, связанных с вопросами промбезопасности?

– Формирование осознанного, а не формального отношения к безопасности при выполнении производственных задач – основная цель в обучении персонала “Норникеля”. Проведение круглых столов с представителями УПБиОТ в рамках семинара-тренинга по программе обучения “Навыки наставничества” – это уникальная возможность для слушателей выявить проблемные зоны, связанные с производственным травматизмом, применением средств индивидуальной защиты, качеством и эффективностью донесения информации по вопросам безопасности и охраны труда на уровне рабочих. Так, в марте прошлого года состоялся круглый стол с участием директора департамента ПБиОТ ГМК “Норильский никель” Игоря Рахимова. По итогам встречи участниками было предложено провести круглые столы на предприятиях с привлечением линейных руководителей, специалистов отделов ПБиОТ, наставников, обучившихся в университете, их коллег… По мнению собравшихся, формат круглых столов значительно улучшит взаимодействие в решении назревших проблем, повысит информированность в вопросах профилактики производственного травматизма, позволит обсудить и внести конкретные предложения по улучшению работы и производственного процесса в целом. В итоге круглые столы были проведены в одиннадцати подразделениях компании. Методические рекомендации по организации мероприятий подобного формата были разработаны бизнес-тренерами корпоративного университета, которые также стали активными участниками круглых столов, оказывали консультативную помощь в проведении деловых игр.

Сам себе экзаменатор

– Корпоративный университет “Норильский никель” называют сегодня уникальным, и прежде всего в части материально-технического обеспечения, аналоги которому в стране найти сложно.

– Модернизация существующих технологий и содержания обучения, а кроме того создание условий для обеспечения качественной подготовки и переподготовки персонала предприятий компании – основная цель Программы реализации перспективных направлений повышения качества подготовки персонала предприятий группы “Норникель” на период 2016–2018 годов. Этот документ утвержден бизнес-куратором нашего университета – директором Заполярного филиала Александром Рюминым. Один из блоков программы посвящен созданию мультимедийных обучающих систем и программ электронного обучения. Применение современных мультимедийных технологий рассматривается как ключевое условие для более эффективного использования учебного времени через увеличение темпа и индивидуализации обучения, а также усиление наглядности. В связи с этим в 2016 году мы приобрели мультимедийные обучающие системы и 3D-атласы по темам, затрагивающим вопросы безопасности при работах на горнорудных предприятиях. МОСы апробированы и применяются в учебном процессе преподавателями университета. Также организация учебной деятельности с применением имитационно-тренажерных комплексов и реального оборудования, используемого на предприятиях компании, позволяет значительно повышать качество практического обучения по профессиям рабочих предприятий основного и обеспечивающего производства, снижает показатели производственного травматизма и увеличивает продолжительность эксплуатации техники на предприятиях. Учитывая, что к компетенциям работников горно-металлургических предприятий предъявляются особые требования, связанные с выполнением трудовых обязанностей в условиях опасного производства, на учебном полигоне активно используется “Предсменный экзаменатор”. Этот автоматизированный способ персонального контроля компетентности позволяет проводить массовое скоростное – буквально за 10–20 секунд – тестирование персонала перед началом каждой рабочей смены, что, в свою очередь, способствует эффективному закреплению в подсознании работников стереотипов безопасного поведения при выполнении ими трудовых обязанностей. А в скором времени терминалы-экзаменаторы появятся на горнодобывающих предприятиях “Норникеля”.

– В прошлом году в университете появился новый мультимедийный комплекс. Он уже введен в эксплуатацию?

– Аналогов этому оборудованию нет не только в Норильске, но и в большинстве образовательных учреждений страны. Поэтому я бы назвал испытание и ввод в промышленную эксплуатацию мультимедийного комплекса одним из значимых событий 2016 года для нашего университета. Что даст использование этого оборудования? Мы сможем успешно проводить различные корпоративные и обучающие мероприятия как для большой аудитории, так и для малых групп. Применение комплекса станет эффективным инструментом формирования и развития профессиональных и управленческих компетенций различных категорий персонала. И это не единственный повод для гордости. Слушатели корпоративного университета имеют сегодня уникальную возможность проводить самоподготовку и самопроверку посредством специального приложения “Мобильное тестирование”, разработанного нашими специалистами. Оно предназначено для работы на смартфонах, планшетах, работающих на платформе Android. Каждый желающий может бесплатно загрузить его из онлайн-магазина приложений Google Play и использовать для подготовки к аттестации, самопроверки или актуализации своих знаний. На сегодня доступны контрольные тесты по 23 учебным курсам.

– На предприятиях компании активно внедряется система управления персоналом “Норникеля” на базе единой автоматизированной платформы SAP. Вы принимаете участие в этой работе?

– Это важный корпоративный проект, к которому мы имеем самое непосредственное отношение. Сотрудниками университета была сформирована база данных по обучению работников Заполярного филиала за последние десять лет и каталог образовательных программ по востребованным направлениям обучения. Одновременно с этим специалисты не только сами прошли курс повышения квалификации по программе “Обучение пользователей программе SAP HCM”, но и приняли участие в организации обучения персонала компании.

Совместно с партнерами

– Как выстраивается взаимодействие корпоративного университета с другими образовательными учреждениями?

– С целью повышения уровня подготовки квалифицированных кадров для предприятий “Норникеля”, эффективности управления образовательным процессом на основе внедрения совместных механизмов между корпоративным университетом “Норильский никель” и учреждениями профессионального образования заключены соглашения о сотрудничестве в области образовательной, научно-технической и инновационной деятельности. Партнерами университета выступили Норильский государственный индустриальный институт и Таймырский колледж. Эффективные партнерские отношения налажены также и с Кольским центром развития персонала. Так, в июле бизнес-тренеры корпоративного университета совместно с сотрудниками центра в Мончегорске принимали участие в обучении линейных руководителей Кольской горно-металлургической компании.

Помимо этого мне хотелось бы напомнить еще о двух масштабных мероприятиях, которые прошли на базе нашего университета весной прошлого года. Это двухдневная стратегическая сессия по разработке направлений деятельности Агентства развития Норильска и конференция “Франчайзинг – инструмент развития сектора услуг и торговли Норильска”. Вопрос экономического развития моногородов является одним из важнейших как для органов власти, так и для градообразующих предприятий. Именно поэтому “Норникель” активно участвует в преобразованиях, влияющих на состояние предпринимательского и инвестиционного климата региона. Мероприятия объединили свыше 100 участников – ведущих профильных экспертов, представителей администрации города и компании, общественных организаций, местного бизнес-сообщества и институтов их поддержки. Сотрудники корпоративного университета также стали активными участниками этих мероприятий… Подводя итоги, можно с уверенность сказать: коллектив проделал огромную работу. В то же время корпоративный университет приложит все усилия, чтобы сохранить многолетние традиции системы подготовки кадров, оставаясь одним из ведущих образовательных учреждений системы профессионального образования на территории Красноярского края.

8 way amplifier
Multiroom Amplifier