2016.08.05 Уроки мастерства
Заполярная правда
5 августа 2016 года № 124
Текст: Марина Калинина
Фото: Александра Александровна и Владимир Макушкин
Уроки мастерства
В корпоративном университете «Норильский никель» состоялось торжественное вручение сертификатов работникам компании, прошедшим обучение по новой программе «Навыки наставничества».
Эта программа стала частью реализуемого в компании с 2003 года корпоративного проекта «Академия наставников». На семинарах и тренингах мастера повысили собственную квалификацию, узнали, как правильно передавать свой профессиональный опыт молодым рабочим. Занятия в рамках специально разработанного курса вели преподаватели корпоративного университета. В торжественной обстановке сертификаты о прохождении курсов получили более 60 человек.
О том, что наставничество — это целое движение, и о том, что в «Норникеле» этому направлению уделяют особое внимание, напомнила присутствующим куратор проекта Алена Шукшина.
Она рассказала о развитии движения — о семинарах–тренингах, изучении азов педагогический деятельности, курсах повышения квалификации, ежегодном подведении итогов общекорпоративного форума «Признание», профессиональных конкурсов по девяти группам, а также подчеркнула, что победа на внутрикорпоративных соревнованиях дает возможность специалистам «Норильского никеля» выйти на российский и международный уровни.
Умения и навыки
Алексей Былков, заместитель директора Заполярного филиала «Норильского никеля» по горному производству:
— О своих первых учителях на производстве люди всегда вспоминают с благодарностью, ведь речь идет не только о передаче опыта, а прежде всего о развитии необходимых в работе навыков — общении, умении разрешать конфликтные ситуации. А помимо практических аспектов, наставники должны хорошо владеть теорией.
Марина Матович, заместитель начальника управления по персоналу и социальной политике Заполярного филиала «Норильского никеля»:
— Наставник — это не профессия, и даже не должность. Наставники — это люди, от которых зависит то, насколько качественно будут пополняться ряды работников компании молодыми кадрами. А потребность в них несомненна. Передача опыта вообще лежит в основе развития цивилизации. Учить молодых — нелегкий труд, и я поздравляю всех, кто сегодня получает сертификат, являющийся подтверждением их высокой квалификации.
Непосредственно перед церемонией награждения слушателей семинара поздравил проректор по учебной работе корпоративного университета «Норильский никель» Александр Хан. Он рассказал о том, как проходили курсы и о видах учебной деятельности, применяемых в университете: лекциях, круглых столах, дискуссиях, деловых играх, групповых и индивидуальных занятиях:
— Для обучения наставников разработана специальная программа, в которую входят моделирующие игры, обучающие тренинги и психологические курсы. Участники проекта успешно ознакомились с принципами обучения, психологией обучаемых и прочими тонкостями работы педагога.
Главные принципы
— Занятия были очень интересными полезными и ни в коей мере не утомительными, — поделился своим впечатлением от курсов один из «виновников торжества» Андрей Кодак, мастер, работник медного завода.
— Я работаю в Норильске с 1996 года. Практика показывает, что наставничество — самый эффективный инструмент обучения, — говорит Андрей. — Лично я считаю очень важным уделять внимание педагогической составляющей, ведь передача опыта на производстве — дело совсем непростое.
Не менее важно и знание психологии. Люди бывают разные — надо, чтобы, приходя в новый коллектив, человек не замкнулся, а расцвел, раскрылся. Именно поэтому я больше одного ученика за определенный период не беру — ведь вместе с наставником новичку надо проводить практически всю смену — от и до. От каждого в этой паре требуется внимательность, сосредоточенность, терпение и целый набор других качеств.
В целом за годы работы у меня было восемь учеников, каждый по–разному осваивал и воспринимал то, что я давал или объяснял. Сам я отлично помню, как меня в свое время обучали мои наставники, люди еще того поколения. «Хочешь что–то узнать — спроси, — наставляли они меня, — пришло что–то в голову — посоветуйся, предложи, появились трудности — подойди, но сначала подумай, что ты можешь исправить сам». Эти же принципы я исповедую в своем деле и сегодня.