2014.10.16 Кадры подрастают (Скучеляс) ЗВ

Заполярный вестник

16 октября 2014 г.№41 (4454)

Кадры подрастают

“Норильский никель” продолжает профориентационную работу со школьниками. На прошлой неделе в школе №9 ребята из 11а класса узнали о том, что шведы читают название нашей компании как “Норильский дьявол”.

Текст: Марина БУШУЕВА

Классы, мотивированные на получение инженерно-технических специальностей, действуют на базе трех образовательных учреждений: в школе №9 в Норильске, школе №42 в Талнахе и гимназии №11 в Кайеркане – уже третий год подряд. По итогам двух лет многие выпускники поступили в НИИ.

1 2014.10.16 Кадры подрастают (Скучеляс) ЗВ

– В недрах норильской земли содержится около 100 минералов таблицы Менделеева, 26 из них выгодно перерабатывать и извлекать из них цветные металлы, – начинает свой урок ведущий специалист корпоративного университета “Норильский никель” Николай Скучеляс. Дети внимательно слушают и записывают. Информация не банальная и интересная.

Например, большинство из нас в детстве считали, что самым дорогим металлом в мире является золото. Чуть позже мы узнаем другой, более дорогой металл – платину. Но, оказывается, им далеко до таких металлов, как калифорний и осмий.

Цена на калифорний-252 составляет около 10 млн долларов за грамм. Всего в мире этого металла существует не более пяти граммов. Он радиоактивный, один его грамм в период распада выделяет столько же энергии, сколько 200 килограммов радия.

Из природных металлов самым дорогим считается осмий. Его цена более 40 долларов за грамм. Обладает неприятным запахом, от чего произошло и имя металла (от греческого osme – “запах”). В земной коре осмия очень мало, что и влияет на его дороговизну. К слову, в норильских недрах он есть, добывается, и концентрат отправляется в Красноярск.

– Спецкурс у нас проходит второй год, один раз в неделю, по средам. Смотрим различные презентации, видеоматериалы, нам рассказывают об интересных фактах, связанных с производством, компанией. И хотя оценки за спецкурс не ставятся, мы стараемся конспектировать. Это пригодится в будущем, да и для себя, – говорит ученик Александр Тюленев. – Но, конечно, самое интересное – это экскурсии. Мне больше всего понравилось на руднике. Хотя мы не спускались под землю. Но нам рассказывали, чем занимаются рабочие под землей, показывали макет. Скорее всего, буду поступать в НИИ на инженера, а потом пойду, как отец, работать на какое-нибудь из предприятий Заполярного филиала. Отец в хлорно-кобальтовом цехе трудится, а я еще не определился.

В институте будет легче

Согласно закону об образовании профориентационная работа является неотъемлемой частью образовательного учреждения. А поскольку город и Заполярный филиал связаны неразрывно и в ЗФ надеются, что сегодняшние школьники станут работниками компании, то всячески стараются привлечь детей с самого раннего возраста к осознанному выбору будущей профессии.

– В рамках корпоративного проекта “Клуб “Профнавигатор” благодаря усилиям управления корпоративных проектов ЗФ ОАО “ГМК “Норильский никель”, управления общего и дошкольного образования администрации города Норильска, центра занятости населения и Норильского индустриального института сложилась уникальная система профориентационной работы со школьниками. Это комплекс мероприятий, который охватывает всех наших учащихся, начиная с первоклашек, для которых организуются “Уроки компании”, и заканчивая старшеклассниками, в который включены как образовательные, так и мероприятия культурно-массового характера. По крайней мере, изучая опыт других территорий, такого масштаба и охвата мы нигде не увидели, – рассказывает заместитель начальника отдела по работе с целевыми группами персонала УКП ЗФ Лариса Непляхович.

2 2014.10.16 Кадры подрастают (Скучеляс) ЗВ

Если говорить о 10–11-х классах, где обучаются дети, мотивированные на получение инженерно-технических специальностей, то здесь реализуется несколько направлений. Во-первых, спецкурс. Он проводится специалистами корпоративного университета в течение двух лет (10–11-е классы) и называется “Введение в специальность”. В его рамках ребята знакомятся с историей города и комбината, со структурой компании и ее подразделениями, с приоритетными направлениями деятельности предприятия.

Во-вторых, для учащихся этих классов образованы дополнительные факультативы, где старшеклассники более углубленно изучают физику, химию, математику и иностранный язык – те предметы, которые необходимы для поступления в вузы, связанные с техническими направлениями.

В-третьих, по субботам школьники посещают Норильский индустриальный институт, где с ними работают педагоги вуза. Там ребята знакомятся с кафедрами, узнают, какие специальности и направления есть в НИИ, чтобы определиться с будущей профессией. При поступлении в индустриальный институт эта практика очень помогает пережить адаптационный период студенчества.

Еще одно направление – это организация социальных практик. Когда старшеклассник несколько часов проводит на предприятии Заполярного филиала вместе с представителем той или иной профессии. Это помогает не только увидеть работу изнутри, но и понять, ту ли специальность ты выбрал, сможешь ли несколько лет подряд выполнять эту работу, найдешь ли общий язык с коллективом. Естественно, детей не спускают в шахту и не подводят к печам с плавящимся металлом – это вопрос техники безопасности, но зато другие специальности они могут, так сказать, попробовать на вкус.

– Но ЗФ – это не только работа, труд порой в тяжелых условиях, но и досуг, общение. Мы привлекаем школьников к корпоративным мероприятиям компании, таким как “Лыжня “Норильского никеля”, спартакиада, КВNN и другим. Мы также хотим, чтобы дети из этих трех школ взаимодействовали и общались друг с другом, поэтому у нас есть процедура посвящения в десятые мотивированные классы, проходит мини-спартакиада и интеллектуальные мероприятия. Например, в этом году запланировано проведение игры “Что? Где? Когда?” к 80-летию Норильского комбината, – рассказывает Лариса Непляхович.

Кстати, о дьявольском названии никеля. Оно происходит от немецкого слова “купферникель”, что в переводе на русский означает “медный дьявол”. Так назывался минерал, который впервые описал в конце XVII века шведский минеролог Кронштедт. Многие до этого пытались выплавить из минерала медь, но безуспешно – из-за выделявшихся в процессе мышьяковых газов ему приписали дурную славу. А все неудачи металлурги связывали с происками озорного горного духа Ника.

8 way amplifier
Multiroom Amplifier