2014.08.28 Наставник-друг, учитель… ЗВ

Заполярный вестник

28 августа 2014 года №34 (4447)

«Наставник — друг, учитель…»

Текст: Дарья РУСИНА

Самые яркие впечатления финалисты конкурса “Эссе-2014” получили на берегу озера Лама. Здесь организаторы традиционно подводят итоги и награждают победителей. Конкурс проводится в рамках корпоративного проекта “Движение молодых специалистов “Лидер” предприятий группы “Норильский никель”. В нем также ежегодно принимают участие студенты российских вузов, проходящие практику по программе “Профессиональный старт”.

1 2014.08.28 Наставник друг, учитель... ЗВ

– Мы специально проводим конкурс в летний период, чтобы ребята получили возможность отдохнуть в таком живописном местечке, как озеро Лама, – рассказывает “Заполярному вестнику” начальник отдела по работе с целевыми группами персонала управления корпоративных проектов ЗФ Геннадий Шкарупилый. – Участники в такой неформальной, отвлеченной обстановке могут пообщаться, обсудить тему и свои работы.
В эссе уже поднимали такие актуальные и важные для компании вопросы, как охрана труда и техника безопасности, экология, профориентация, движение и развитие активности молодых специалистов. В этом году конкурсанты размышляли на тему “Наставник – друг, учитель…”
– Наставник – это самый первый и близкий человек, который помогает вновь прибывшему в компанию адаптироваться на рабочем месте, влиться в производственную и социальную жизнь. То есть тот, кто задаст направление развития молодого специалиста, – говорит Геннадий Шкарупилый. – При рассмотрении эссе члены конкурсной комиссии оценивают не художественное повествование, а в первую очередь мысли и идеи авторов по заданной теме.
Ключевые акценты нынешнего конкурса эссе, объясняют организаторы, состоят в следующем: влияние наставничества на развитие активности молодежи компании, взгляд молодежи на перспективы развития наставничества, оценка значимости наставников в деятельности компании, помощь наставника в адаптации молодежи на производстве. Конкурсная комиссия оценивала, насколько участникам удалось раскрыть эти темы.

Сочинение на заданную тему

Эссе представляет собой творческое мини-сочинение.
– Нас интересовал опыт ребят, а опыт должен быть изложен простым, общедоступным языком. Чтобы, прорабатывая тему, участники отвечали на вопросы: “Какой у меня наставник?”, “Как бы я хотел, чтобы мой наставник поступал?”, “Каким бы я был наставником?” – объясняет Геннадий Шкарупилый.

После написания эссе у ребят, возможно, осталось ощущение чего-то недосказанного, что точка в теме еще не поставлена. И как раз встреча на Ламе, дискуссия с остальными конкурсантами, обмен мнениями дают понимание того, что без наставника достаточно сложно начинать производственный этап. Если молодой человек столкнулся с проблемой негативного общения с наставником, после обсуждения он понимает, что такое происходит не везде и не всегда. В большинстве случаев на производстве положительные примеры руководителей, и о них обязательно надо знать. Определиться со своими мыслями, разложить все по полочкам ребятам помогают спокойная, величественная природа, красивые водопады и свежий воздух.

Жизненные истории Маргариты Новик не оставили равнодушными представителей конкурсной комиссии. Маргарита и стала победителем. Несомненным достоинством работы является структура эссе. Каждая история содержит обобщающий вывод, который начинается со слов “Наставник – это…”
– У меня было много наставников и историй, связанных с ними. Когда объявили конкурс на тему “Наставник – друг, учитель…”, сразу поняла, что буду участвовать, захотелось поделиться своим опытом, – рассказала “ЗВ” Маргарита. – Известие о том, что финал будет проходить на озере Лама, для меня стало еще большим стимулом написать эссе. Я ни разу там не была до конкурса, хоть и родилась в Норильске. Когда мы приехали на озеро – будто попали в другой мир. Очень красиво: деревья, растительность, чистый воздух, невероятные водопады мне напомнили кавказские горы. Поездка выдалась замечательной, все очень понравилось.

Отрывок из эссе

“…Впервые с производством я познакомилась на практике. Мой наставник был терпеливым и смекалистым.

Именно он смог мне донести слова, которые я уже много раз слышала: “Любая инструкция написана на крови”.

Наставник – это человек, который может донести необходимую информацию, и неважно, как он это делает, главное, чтобы ты его слушал.
…Физик у нас был не самый мягкий человек, тактичный, но жесткий, со своими правилами и принципами. <…> Мои нервы к концу экзамена были накалены до предела, казалось, что еще чуть-чуть – и можно вызывать скорую. Преподаватель устроил экзамен не по физике, а экзамен на стойкость… Именно он научил меня никогда не сдаваться, иначе изначально нет смысла браться за дело.
Наставник – это человек, который поможет понять тебе, хочешь ты идти по выбранному пути или нет. И неважно, какие методы он для этого использует.

Шумков Юрий Александрович был приглашенным производственником, в свободное от основной работы время преподавал в техникуме… Замечая настроение, он знал, как настроить студентов на рабочий лад, к каждому находил индивидуальный подход.
“Нет ничего невозможного, главное – верить, работать над этим и не опускать руки” – это фраза, которую нам говорил Шумков.

…Он вложил в нас часть себя, свои идеи, свою уверенность, стойкость, оптимистичность, умение работать…

Наставник – это человек, который своим примером может вдохновить.
…Необходимо каждый день задавать себе вопросы. А сделал ли я то, что задумал? Могу ли я сделать больше? Научился ли я чему-нибудь сегодня? Могу ли я быть для кого-нибудь примером? Ведь совершенствуя себя, мы совершенствуем и свое окружение”.

Формула успеха

Ирина Дмитриева стала победителем в номинации “Формула успеха”. Ее история действительно напоминает формулу успеха для молодой студентки, которая прилетела в чужой город. Главное – встретить на пути отзывчивых и внимательных наставников.
– Когда я узнала о конкурсе эссе, идея участвовать в нем меня вдохновила, – рассказывает Ирина. – Во-первых, это была возможность в такой форме передать благодарность тем людям, которые помогли в становлении меня как специалиста. Во-вторых, мне просто есть что сказать по этой теме, есть опыт, которым я могу поделиться. Поездка на Ламу – еще один стимул участвовать в конкурсе. Сначала я расстраивалась, что погода какая-то неблагоприятная. И из группы финалистов я практически никого не знала. Но получилось так, что и погода была хорошая, и компания подобралась замечательная, все дружелюбные. Я участвую в конкурсе эссе первый раз и не ожидала, что окажусь в числе победителей.

Отрывок из эссе

“Я когда-то прилетела сюда после института по приглашению от компании “Норильский никель”… Меня официально закрепили за одной из сотрудниц. Она избрала такую тактику: сразу дала мне проект, и мы стали делать его вместе. …Я смотрела на свою наставницу во все глаза и удивлялась, как это все уложилось в ее голове?! Она методично и очень доходчиво все мне объясняла, листала книжки, что-то чертила и писала, открывая для меня новый мир.

…Они смогли привить мне вкус к этой работе, смогли показать, как это интересно.
…Мне пришлось самой побывать в эпизодической роли наставницы. Тогда я почувствовала всю серьезность этой роли.
Наставничество – это очень хорошая традиция”.

История одного человека

Заместитель начальника технического управления Норильского обеспечивающего комплекса Павел Андреев уже второй раз принимает участие в конкурсе. Меня особенно зацепила его история “одного человека”. Павел Николаевич, так же, как и я сейчас, учился в Норильском индустриальном институте по специальности “теплогазоснабжение и вентиляция”. Его путь становления до заместителя начальника, рассказы о людях, которые поддерживали, делились своим опытом и знаниями, в какой-то степени успокоили меня. Теперь я знаю, что после института не будет все так страшно, как может показаться. Обязательно будут наставники, коллеги и друзья, которые помогут адаптироваться на производстве и встать на нужный путь.
– В эссе я хотел передать свое мнение о людях, которые помогли в жизни, на комбинате. Изложить, что происходит в моей душе, какие переживания. А также поблагодарить их таким способом, но понимаю, что, возможно, они и не прочитают мою работу, – поделился Павел Андреев. – Хотелось бы, чтобы другие участники конкурса тоже услышали мои представления о наставнике. Что на самом деле много хороших людей, и их не один и не два. Они встречаются на каждом шагу по пути молодого специалиста. И это не обязательно люди, которых назначают приказами, это могут быть просто коллеги, которые работают рядом с тобой и готовы всегда оказать поддержку и помощь. На озере Лама очень понравилось. Там я был второй раз. Красота, природа, чистая экология – остался уголочек, нетронутый человеком. Поехав туда снова, получил огромное эстетическое удовольствие уже вместе с супругой.

Отрывок из эссе

“Уже два поколения моей семьи посвятили свою жизнь служению благородной профессии “энергетик”. …Моим первым наставником был машинист-обходчик 6-го разряда котельного цеха ТЭЦ-1 Виталий Павлович Терещенко. О лучшем наставнике мне и не приходилось мечтать, ведь Виталий Павлович обладал знаниями мастера своего дела и лучшими человеческими чертами характера.
…Особо мне хотелось бы поблагодарить Анатолия Васильевича Вдовичка – именно этот человек увидел во мне перспективного специалиста и поддержал меня мудрыми советами и добрым словом.

…Самая лучшая форма проявления наставничества – это когда отношения людей переходят на уровень выше, чем просто рабочие взаимоотношения.
…Знания окружают нас – наставник передает их через себя, пропуская как через фильтр. Наставник постоянно держит руку на пульсе и оценивает уровень своего ученика, не позволяя ему терять квалификацию.
…В душе берегу самые светлые воспоминания о своих наставниках. Наставники, спасибо вам от чистого сердца”.

Победители конкурса “Эссе-2014”
1-е место – Маргарита Новик (энергодиспетчер рудника “Кайерканский”, шахта “Ангидрит”);
2-е место – Ольга Нестеренко (оператор ЭВМ контрольно-аналитического управления ЗФ);
3-е место – Елена Машкова (горнорабочий на маркшейдерских работах ШПУ-2 треста “Норильскшахтстрой”, ЗСК, участник программы “Профстарт”).
Номинации:
“Формула успеха” – Ирина Дмитриева (инженер 1-й категории НФ “Институт “Норильскпроект” ООО “Институт “Гипроникель”);
“Первые уроки” – Ольга Ещенко (распределитель работ административно-хозяйственной службы СМУ “Энергопромстрой”, ЗСК);
“Откровенный разговор” – Наиль Шаймуратов (машинист компрессорных установок НМЗ).

8 way amplifier
Multiroom Amplifier