2013.09.19 Люди бьются за металл ЗВ

Заполярный Вестник

19 сентября 2013 г. №127 (4399)

 

Люди бьются за металл

 

“Я не приступлю к работе, в случае если мое рабочее место не соответствует нормам и требованиям безопасности” – из новой памятки для работников Заполярного филиала ГМК “Норильский никель”.

 

Текст: Лариса СТЕЦЕВИЧ

Проблема промышленной безопасности всегда была и остается одной из самых актуальных на переделах Заполярного филиала. По мнению специалистов, если анализировать последние произошедшие на производстве несчастные случаи по возрасту и стажу работы пострадавших, то, к сожалению, основное количество травмированных либо работники со стажем от года до пяти лет, либо те, кто отработал 15 и более. И если с первыми все понятно: нет опыта, не хватает навыков и знаний, то вторые считают себя настолько профессионалами, что к соблюдению правил безопасности относятся халатно. Мириться с этим компания не намерена: работа в сфере промбезопасности будет еще более интенсивной, с применением различных нестандартных подходов.

По словам Сергея Градюшко, заместителя главного инженера ЗФ по промышленной безопасности и охране труда, последние десять лет существующая система охраны труда позволяла регулярно снижать количество несчастных случаев – как общее, так и по степени тяжести. Но, к сожалению, последние несколько лет этот тренд перешел в горизонтальную плоскость. Впрочем, отчасти от того, что до определенного уровня повысилась дисциплина, усилился контроль со стороны инженерно-технических работников, больше стало порядка в различных регламентирующих документах. Но вот сама культура безопасности и пресловутый человеческий фактор не дают расслабиться. Поэтому в этом направлении предстоит еще очень много работы.

В чужом глазу соринку разгляжу

В компании уже действует трехступенчатый контроль безопасности труда, когда различного рода проверки проводят и линейные руководители, и директора предприятий. Сейчас внедряется система взаимопроверок. Теперь родственные предприятия будут проверять друг друга. На каждом создаются компетентные комиссии, в которые входят главный инженер, главный механик, главный энергетик и начальник отдела ПБиОТ, для проверки коллег. Допустим, руководители медного завода проверят своих коллег с “Надежды”, а горняки “Таймырского” – охрану труда на “Октябрьском” и так далее.

Как пояснил “Заполярному вестнику” Сергей Градюшко, новый пилотный ТБ-проект стартовал 1 августа. За это время проведено 14 взаимопроверок, по итогам которых выявлено более 160 нарушений. Основные – неприменение средств индивидуальной защиты работниками, отсутствие систем ограждений, блокировок, леерных защит конвейеров, ограждений движущихся механизмов, перепадов высот, отсутствие знаков безопасности и схем, нарушение нарядной системы. Проект продлится до конца сентября. По окончании будет видно, стоит ли его внедрять на постоянной основе.

– Но уже можно сказать, что проект дал положительный эффект и его необходимо продолжить, – подчеркнул Сергей Градюшко. – Прежде всего он позволяет свежим взглядом оценить аналогичное, но не совсем идентичное производство, а также по-новому взглянуть и на свое предприятие. Почерпнуть какие-то положительные моменты, обменяться опытом, повысить уровень руководителей.

Конвейерные риски

– Проводя анализ произошедших несчастных случаев, – продолжает разговор Сергей Градюшко, – мы определили, что значительная их часть происходит при эксплуатации конвейерного транспорта. Поэтому на предприятиях созданы постоянно действующие комиссии для определения технического состояния производственных рисков на рабочих местах персонала, занимающегося ремонтом и обслуживанием конвейерного транспорта. Проверили наличие и достаточность ресурсов, нормативные документы для обеспечения безопасной работы данного оборудования.

По словам Сергея Градюшко, уже проведено 30 проверок конвейерного транспорта и выявлено 480 нарушений, таких как отсутствие или неисправность защитных блокировок, неисправное состояние защитных ограждений, нарушения в ключ-бирочной системе при эксплуатации и ремонте конвейеров, отсутствие или неисправность освещения рабочих мест. Нарушители привлечены к ответственности.

– Мы проверим абсолютно весь конвейерный транспорт Заполярного филиала, – заверил заместитель главного инженера по промышленной безопасности и охране труда. – После этого создадим центральную комиссию для контроля выполнения всех намеченных мероприятий, приведения всей работы конвейерного транспорта к единому оптимальному стандарту. Когда этот стандарт определится, будет написана новая инструкция. И, кстати, на сегодня нами уже разработана памятка для работников, которая определяет их основные действия перед началом смены. Аналог памятки – знаменитый приказ №166. Основной смысл всех этих документов: работник не имеет права приступать к работе, если его рабочее место не соответствует требованиям безопасности.

– Сергей Борисович, в свое время приказ №166 породил много противоречий между работником и его начальником, когда один думает о выполнении плана и понимает, что у него нет другого оборудования, нужно довольствоваться тем, что есть, а другой пытается исполнить приказ. И было немало конфликтных ситуаций, при которых страдали именно подчиненные, действовавшие по приказу, а не по требованию начальника. Как сейчас вы решили эту проблему?

– Каждый работник компании при возникновении ситуаций, угрожающих его жизни и здоровью, обязан прекратить работу и проинформировать об этом своих непосредственных руководителей. При этом ему гарантируется выплата заработной платы в полном объеме. В случае возникновения конфликтной ситуации мы просим обращаться в управление промышленной безопасности и охраны труда по телефону доверия 25-11-11. Гарантирую: ни один случай не останется без внимания, я лично буду разбираться. И поверьте: виновный руководитель будет уволен без всяких скидок – для нас превыше всего безопасность каждого работника.

Кроме того, мы занимаемся разработкой ключевых правил безопасности, за нарушение которых работник будет привлечен к ответственности вплоть до увольнения по статье Трудового кодекса. Прежде всего за создание условий, которые могут привести к аварийности либо к ситуации, угрожающей здоровью и жизни работника. Мы проанализировали весь массив тяжелых и смертельных случаев, выявили основные причины и определили ряд нарушений, которые относятся к группе самого высокого риска и уровня опасности. За эти нарушения работники будут привлекаться к суровой ответственности. Кстати, одно из обязательных правил памятки: если работник, управляющий ПДМ на руднике, работает в незакрепленном очистном пространстве, отгружает горную массу без использования пульта дистанционного управления, он будет сурово наказан. Смертельный случай на руднике “Комсомольский” произошел как раз по этой причине. Работник заехал на ПДМ в незакрепленное очистное пространство без пульта дистанционного управления. В результате отслоившимся куском горной массы, упавшим на машину, был смертельно травмирован.

Хочу акцентировать внимание: за нарушения правил безопасности людей будут увольнять. На мой взгляд, проще уволить работников, пренебрегающих основными правилами безопасности, как собственной, так и своих товарищей, чем потом смотреть в глаза вдовам и детям пострадавших.

Курс молодого бойца

– Но, прежде чем карать, наверное, необходимо научить работников основам безопасности?

– Разумеется, и мы этому уделяем огромное внимание. На базе корпоративного университета “Норильский никель” открылся виртуальный тренажер Atlas Copco для отработки навыков управления ПДМ пультом дистанционного управления. Тренажер полностью имитирует кабину ПДМ Atlas Copco. Теорию можно пройти в университете, а для практических занятий у нас есть специальный полигон. (Подробнее об этом можно прочитать в предыдущих номерах “ЗВ”. – Авт.)

Кроме того, закуплен и скоро будет внедрен в процесс обучения тренажер, который имитирует управление подземной погрузочно-доставочной машиной фирмы Caterpillar. В Норильск он должен прибыть в последней декаде сентября. Мы стремимся применять самые современные и эффективные методы обучения, совмещая теорию с практикой. Поэтому совместно с корпоративным университетом будем пересматривать программу обучения машинистов ПДМ, делая больший упор на отработку именно практических навыков управления машиной в режиме дистанционного управления.

Но хочу отметить и то, что учить основам безопасности и охране труда на предприятии необходимо не только работников, но и их непосредственных руководителей. К сожалению, вновь назначенные линейные руководители, как правило, имеют не очень большой стаж работы и мало практического опыта. Мы разработали новую процедуру назначения их на должность. Прежде чем кандидат сможет занять руководящую должность, он обязан пройти стажировку в отделах управления промышленной безопасности и охраны труда, где его ознакомят с основами трудового законодательства, нормативно-правовыми актами РФ, системой управления промышленной безопасностью и охраной труда, которая действует в компании. То есть постараемся максимально погрузить человека в тему. В рамках этой программы он также пройдет дистанционное обучение по курсу “Охрана труда на предприятии”. Программа стажировки рассчитана на месяц и начнет внедряться с января следующего года. Без этого обучения ни один работник не сможет занять инженерно-техническую должность в компании.

Проводя на базе университета обучение работников, мы даем возможность руководителям предприятий проконтролировать его качество и оценить уровень полученных знаний. Для этого корпоративный университет, теперь уже на регулярной основе, проводит открытые уроки. Первый был на тему “Обучение инженерно-технических работников по курсу промышленной безопасности”. Второй – “Первичный инструктаж рабочих горного профиля”, этот курс для тех, кто еще только устраивается к нам на работу. Новички первичный инструктаж теперь будут получать не на предприятиях, как было раньше, а в университете.

Также в программе корпоративного университета по подготовке молодых ИТР есть курс “Университет мастера” и курс обучения наставников. Мы планируем внести в эти программы большой блок вопросов по технике безопасности, организации внутри смены культуры безопасного производства и охране труда

8 way amplifier
Multiroom Amplifier